ПЛАВАНИЕ – ЗДОРОВЬЕ МАЛЫШЕЙ!

ПЛАВАНИЕ – ЗДОРОВЬЕ МАЛЫШЕЙ

Наблюдая за развитием детей и подростков, можно с уверенностью заявить, что плавание, как вид спорта, оказывает самое существенное влияние на состояние здоровья, психическое и физическое развитие подрастающего поколения.  На чем же основывается эта уверенность?

 Подготовил: Дмитрий Волков

Плавание закаляет детей

Закаливание – это многогранный процесс, положительно влияющий на профилактику различных заболеваний, имеющий важнейшее значение для развития функциональной системы ребенка и регулирования его физиологических процессов.

Первым барьером у человека, встречающим среду с более низким или более высоким уровнем температуры окружающей среды, является кожный покров. Под воздействием холода кровеносные сосуды кожи сужаются, а значит выделение организмом тепла уменьшается. При температуре окружающей среды, превышающей температуру тела, реакция организма противоположная – сосуды кожного покрова расширяются и происходит выброс внутреннего тепла наружу. Чередование такого рода воздействия – тепло-холод — на организм ребенка вызывает повышение общего метаболизма, адаптацию организма к агрессивной внешней среде, способствует тренировке защитных механизмов и укреплению сердечно-сосудистой системы, стимулирует работу всех внутренних органов и физиологических процессов в растущем организме. Недаром в системе физического воспитания по степени эффективности воздействия на организм в целом закаливание стоит наравне с непосредственной физической нагрузкой и гипоксическим фактором.

Чтобы выделить влияние плавания на закаливание, в первую очередь стоит отметь его холодовое воздействие.  Под влиянием холода организм ребенка вынужден усиливать производство тепла, что требует активизации процесса обмена веществ. При слишком долгом пребывании в холодной воде у детей может появиться озноб, что является поводом к принятию неотложных мер предосторожности. Вот почему родители, воспитатели и тренеры не должны забывать о тех сигналах, читая которые, можно с легкостью предотвратить переохлаждение и, как правило, следующее за ним заболевание. Стук зубами, дрожащий подбородок, посинение губ, сдавленный голос или прерывающиеся дыхание – все эти симптомы могут свидетельствовать о том, что ребенок в состоянии неадекватной степени охлаждения и если не принять срочных мер (разогревающие физические упражнения, выполняемые на высокой интенсивности, горячий душ, два-три глотка теплого чая и т.д., и т.п.) естественные физиологические буферы имеют большой шанс не сработать, а маленький пловец — заболеть.

Закаливание ребенка начинают постепенно: холодные обтирания, контрастный душ, окунание с раннего детства позволят юному пловцу легче освоится с последующим в спортивной карьере многочасовым нахождением в воде ежедневно. Проводить тренировки необходимо так, чтобы их продолжительность увеличивалась постепенно. При этом важно использовать формы обучения плаванию, возбуждающие интерес ребенка, стимулирующие его вовлеченность в тренировочный процесс: самые разнообразные игры, развивающие упражнения, выполнение элементов плавания в соревновательном ключе в паре или в группе обучающихся. Такой подход обеспечит   необходимую интенсивность движений и позволит организму быстрее приспособится к условиям более холодной окружающей среды.

Процесс закаливания оказывает, кроме того, положительное влияние на характер ребенка: систематически закаливаясь, дети усваивают не только основы физического воспитания, но, что не менее важно, приучаются преодолевать различные трудности. При этом развиваются и укрепляются такие положительные черты характера, как умение владеть собой, воля, настойчивость, сознательная дисциплина и др.

Плавание положительно влияет на сердечно-сосудистую деятельность организма ребенка

Исключительное значение плавания в развитии сердечно-сосудистой системы переоценить невозможно. Наряду с терморегуляцией, усилением кровообращения, реакцией сосудов и общего обмена веществ, вызываемых холодом, давление воды и ее сопротивление во время плавания оказывают и еще одно специфическое воздействие на работу сердца и циркуляции крови.  Пловец испытывает дополнительную нагрузку (0,02 – 0,05 кг/см2), которая возникает в результате давления воды, при нырянии давление увеличивается пропорционально глубине. Точно так же зависит нагрузка на тело пловца и от скорости плавания.

В результате преодоления нагрузок, которым подвергается организм во время систематических тренировок в воде, укрепляется мышечная ткань предсердий и желудочков сердца, равномерно увеличивается объем полости сердца. Следовательно, преодоление нагрузок заставляет сердце работать более экономично, что со временем значительно улучшает кровообращение, реакцию миокарда и сосудов. Систолическое кровяное давление снижается, в то время как диастолическое незначительно повышается, в результате чего устанавливается благоприятные показатели давления крови, повышается эластичность стенок сосудов и способность к усвоению работы с высокой интенсивностью.

Если учесть предстоящее во время взросления увеличение общей нагрузки, в том числе психогенной — учеба в школе и иные дополнительные занятия — плавание, с его воздействием на психику, сердце и кровообращение, оказывает самое благотворное влияние на гармоническое развитие ребенка с самых ранних лет его жизни, а постепенность и регулярность применения тренировочных средств являются ключом к их эффективности.

Плавание развивает органы дыхания

Естественно, что процессы обмена и экономичное функционирование сердечно-сосудистой системы при тренировках, требующих, как предельного краткосрочного напряжения, так и общей выносливости, зависит от результативного и достаточного снабжения организма кислородом. Это будет возможно только при условии эффективного процесса дыхания. При этом необходимо учесть, что вдох затруднен в следствии давления воды на грудную клетку и брюшную полость, что усиливает выдох. Кроме того, при большинстве способов плавания рот и нос находятся относительно долгое время в воде, и, следовательно, только при хорошо отработанной технике дыхания и его быстрой смены, можно обеспечить необходимое ритмичное поступление воздуха в легкие. В результате такой регулярной работы укрепляются и постепенно развиваются легкие, а также все мышцы органов дыхания и способность организма к оксигенации.

Плавание исправляет недостатки осанки

Тело человека обладает определенной плавучестью, поскольку его удельный вес приближается к удельному весу воды. Поэтому, находясь в водной среде, оно становится почти невесомым. Это имеет практическое значение: освобождается то нагрузки опорный аппарат, включая позвоночник и связки.

Исследования и практический опыт показали, что детский организм при плавании способен переносить относительно высокие нагрузки. И, наоборот, продолжительные физические упражнения на суше, при которых основная нагрузка приходится на опорный аппарат, вызывают чрезмерное напряжение еще недостаточно окрепших костей, связок и позвоночника.

При плавании спортивными стилями тело пловца лежит в воде горизонтально и находится в вытянутом состоянии. Поэтому даже весьма серьёзные искривления позвоночника профилактируются и исправляются с помощью плавания. Во время плавания мышцы тела и конечностей ритмично напрягаются и расслабляются.  Чередование брасса и баттерфляя, где руки и ноги работают одновременно, с кролем и плаванием на спине, где пловец попеременно совершает движения в цикле, создает основу для гармоничного развития опорно-двигательного аппарата в целом. При любых способах плавания руки, ноги и корпус принимают активное участие в движении. Плавание влияет на гибкость позвоночника, при его патологиях и травмах несет в себе мощнейший реабилитирующий фактор, а педиатрами назначается для предупреждения и лечения нарушений осанки.

Плавание повышает жизненный тонус и сохраняет жизнь детей

Совершенно очевидно, что плавательные упражнения разносторонне укрепляют организм ребенка и просят ему огромную пользу. Поэтому очень важно, чтобы они стали доступными детям как можно раньше. Но есть и еще одна серьезная причина для пропаганды плавания. Международная статистика показывает, что в числе несчастных случаев утопление составляет весьма значительную долю, а процент погибающих в воде детей в младенческом, дошкольном и раннем школьном возрасте близок к проценту детской смертности от инфекционных заболеваний.

Согласно статистике, смертность от несчастных случаев на воде, после дорожных происшествий, стоит на втором месте, а наиболее подверженными риску оказываются дети в возрасте от 3 до 10 лет – 34% от общего количества пострадавших.

Обучение плаванию вырабатывает не только необходимые навыки собственной непотопляемости, сознательное и безопасное поведение на воде, но и способствует овладению мерами первой помощи со стороны самих юных пловцов в случае возникновения  внештатной чрезвычайной ситуации.

Сведения об авторе:

Крыжановский Борис Ефимович. Родился в 1963 году в Москве. С детства занимался спортом, специализировался в плавании, является мастером спорта СССР. Окончил ГЦОЛИФК (ныне РГУФК), имеет высшее образование по специальности тренер-преподаватель. Работал в МГС “Спартак”, ВДСО “Буревестник”, Государственной школе высшего спортивного мастерства, издательстве “Физкультура и спорт”, Российском антидопинговом агентстве (РАДА). Судья республиканской категории по плаванию.

В статье использованы материалы из книги Герхарда Левина “Плавание для малышей”.